Признаки нарастания авторитаризма в Кыргызстане

Признаки нарастания авторитаризма в Кыргызстане


Авторитаризм все больше опирался на скрытые действия администрации президента в связке с «семьей» — то есть ближайшими родственниками президента. Для реализации авторитарной власти были необходимы финансовые ресурсы в объемах, которые государственный бюджет обеспечить не мог (вследствие его прозрачности, обеспечиваемой парламентом республики). В итоге появились скрытые финансовые структуры, подпольные олигархи. Символом и реальным воплощением таких структур еще в начале 90-х годов стал в Кыргызстане Б. Бирштейн, организатор афер так называемого «золотого дела».

Впоследствии, на третьем этапе развития, результаты парламентских выборов 2005 года показали несостоятельность установившейся власти. Одним из результатов выборной кампании стало открытое использование административного ресурса. Именно применение этой практики сыграло ключевую роль в поднявшейся волне недовольства. Власть, сделавшая ставку на выбивание нежелательных оппонентов, потерпела сокрушительное поражение именно из-за этой своей стратегии.

Если рассматривать тенденции соотношения демократии и авторитаризма, то усиление последнего на протяжении ряда лет ярко выражено в таблице.

Признаки нарастания авторитаризма в Кыргызстане


Грубое вмешательство представителей властей в процесс выборов 2005 года, лоббирование угодных прежнему президенту кандидатов в депутаты, использование судебных органов и избирательных комиссий против неугодных кандидатов, снятие их с дистанции через судебные решения и решения Центризбиркома, отмена через суд 62-процентного протестного голосования против 85-летнего кандидата в депутаты Т. Усубалиева и требование признать его победившим на выборах, скандал в Университетском избирательном округе, где сомнительным образом победила Б. Акаева (дочь президента республики), — все это переполнило чашу терпения широкой массы избирателей и привело к массовым движениям в регионах и в самом Бишкеке.

Финал карьеры А. Акаева стал закономерным следствием нарушения как конституционных норм, так и основ политической культуры.