Нашествие
Взаимоотношение человека и медведя — одна из тем, которая время от времени обостряется до крайности, причем на наших глазах. В последние годы Хабаровскому краю не везет: то небывалым снегом завалит, то реки побегут в города и поселки, то медведи выйдут из лесу. Впрочем, и в Приморском крае обстановка с нашествием хищника ничуть не лучше. Но что происходит с медведем? Почему он потерял страх перед человеком?
На Дальнем Востоке обитают два вида медведей — гималайский и бурый. Первый населяет леса, имеющие в составе кедр, дуб, а в подлеске — лещину. Благодаря им за короткое время зверь нагуливает достаточные для длинной зимовки жировые запасы. Численность гималайского медведя в Хабаровском крае, по данным государственного реестра, составляет 2600 особей, хотя несколько лет назад назывались другие цифры: 1500–1700 голов.
Существует мнение, что гималайский древолаз почти вегетарианец, а потому для лесной живности и человека опасности не представляет. Но по нашим наблюдениям, он обычный хищник, не чурающийся белковой пищи животного происхождения, при случае даже может устроить охоту на зазевавшегося кабанчика. Но людей этот зверь покалечил больше, чем его бурый соплеменник. Так что относиться к нему следует со всей осторожностью.
Гималайский медведь отнесен к охотничьим животным. Считается, что годовое изъятие 10 % весенней численности ощутимого вреда популяции не наносит, так как легко компенсируется годовым приростом. Только в Хабаровском крае по установленным нормам можно добывать до 260 особей, однако в настоящее время отстреливается вряд ли более 150. В Приморском крае медведя значительно больше, а всего на Дальнем Востоке (с ЕАО и югом Амурской области) обитает порядка 6 тысяч особей, из которых в год изымается, с учетом несанкционированной добычи, 400–500 голов. При этом в последние годы в связи с запретом охоты на берлогах, сокращением спроса на желчь и лапы, а также дороговизной лицензий и путевок размеры отстрела резко сократились. В настоящее время зоозащитники проводят кампанию за внесение «гималайца» в Красную книгу, но вся их активность построена преимущественно на эмоциях и серьезного научного обоснования не имеет. Утверждение о низкой численности противоречит официальной
ФОТО SHUTTERSTOCK.COM