Удивительная птица
Недавно, перебирая свои записные книжки – дневники, обнаружил интересную зарисовку немалой давности с удивительным названием «Поганка». Конечно, я уже давно забыл об этом, и с интересом стал читать наброски. И что же это оказалось. К удивлению, это были не грибы – поганки.
Я регулярно посещал свою малую Родину город Острогожск, расположенный на тихой, степной речке Тихая Сосна, впадающей в Дон. Там у меня было много друзей, при том, каждое посещение родных мест давал мне заряд бодрости на весь год.
Одним из любимых занятиях при этих посещениях была рыбалка на реке, в которой тогда ещё была рыба. Да и красота реки привлекала своими удивительными пейзажами – тихие заводи, обрамлённые камышовыми зарослями, предрасветный воздух на реке пьянил, а восход солнца это что-то неописуемое.
Недаром в этих местах родился всемирно известный художник Иван Крамской. Через двадцать лет эта красота поблекла, и виноват в этом, как это не покажется странным, человек. Человечество почему-то не прислушивается к природе, а пытается перегнуть её через колено, а это не прогресс, а что-то опасное.
Но вернусь к своим записям. Первое – это описание того дня в природе, когда я встретил эту удивительную птицу.
Мой друг Иван Черкасов, заядлый охотник и рыбак, имел собственную лодку. Они в тех местах напоминают каноэ – одним веслом гонятся и управляются – современные челноки. Я брал у него эту лодку, удочки попловочники и отправлялся в верх по реке, подальше от города, его шума и гама, в тишь плёсов и заводей.
Иногда в тёплые июльские ночи любил заночевать на реке, представляя себя в сказочном царстве, особенно когда были лунные ночи. Да летом и ночь - это одно мгновение, но и за этот миг природа оправлялась от жары, и рассвет уже дышал свежестью, которая вновь набухала новым жарким днём.
Июльская жара звала к реке, и почти всё время пребывал на ней, исследуя самые малые уголки. Нашёл сказочную заводь с прозрачной водой, заросшую кувшинками и ряской, с большими разводьями. Белые кувшинки – цветы русалок, воспетые народной фантазией, раскрывались на встречу солнцу. На нескольких широких зелёных листьях сидели лупоглазые лягушки и пялились на меня. Над водой летали стрекозы. Они тоже время от времени садилис на блестящие твёрдые листья кувшинок.
В тихой тёплой воде, где течение мало ощущается, кипит жизнь. Это своеобразный , особенный мир. Мелкают «золотые рыбки» - краснопёрки, некоторые даже выпрыгивают из воды, ловя неосторожных стрекоз, а вон чёрной тенью промлькнул солидный полосатый хищник окунь. Скользят по воде водомерки.
Всплывает, гребя задними ножками, серьёзный водяной жук – плавунец. Ну чем не природная идилия?
Солнце начинает припекать. И оценив обстановку, решаю остаться в этой заводе. Закрыв голову широкой шляпой, загоняю наполовину лодку в камыш, вбиваю в дно шест, глубина небольшая, около трёх метров, привязываюсь к нему и начинаю готовить удочки.
Забросив удочки, стал любоваться речным пейзажем. Заводь обрамляли камыши, которые в безветрие и жару как бы своими верхушками – метёлками клонились к воде. Из них изредка доносились птичьи голоса камышовых птиц, нарушающих речное безмолвие. Полуденный зной заставил всё живое умерить свою активность, но только не в воде. Появившийся свой улов – три краснопёрки, плотву и окунька – я поместил в садок и опустил за борт.
Солнце стало клониться за горизонт и на реке всё преобразилось. От воды потянуло свежестью, в камышах начался птичий гам, над водой появились птицы, которые стали ловить невесть окуда взявшуюся мошкару. Вода стала темнеть, закрываться кувшинки… Меня заинтересовала эта перемена, и я решил остаться на своём месте в лодке до рассвета, чтобы понаблюдать эту суточную сменяемость в живой природе. В городе мы этого не замечаем, там цивилизация не даёт нам такой возможности.
Вот и луна появилась на небе, она пока белая, но с наступлением густых сумерек начинает приобретать лимонный цвет и наливаться светом. Её невидимые лучи начиют золотить окрестности. Вот в воде появилась вторая луна, это отражение небесной, и от неё побежала лунная дорожка. Меня завораживает эта речная красота и хочется её запечатлить в голове. Жаль, что в те времена не было ещё современных цифровых фотоаппаратов. Как шагнул прогресс за 25 лет вперёд, а природа за это время потеряла многое.
Размышляя о красоте природы, незаметно задремал. Очнулся от лёгкого покачивания лодки, каки будто её кто-то дёргал. Я взглянул на садок и увидел, что его атакует какое –то непонятное животное. Первое, что я сделал, схватил весло и стал защищать свой улов. И какое моё было удивление, когда из воды появилось существо похожее на утку, но не утка – не бывает уток с рожками и длинным клювом.
Моя внучка в заводи, где я увидел Чомгу в 1991 году.